"Лично я всегда стараюсь наслаждаться своим выступлением, мне нравится также общаться с фэнами"
"Лично я всегда стараюсь наслаждаться своим выступлением, мне нравится также общаться с фэнами"
Надо сказать, что с данной группой у автора этих строк сложились особые отношения. Некогда, начав открывать для себя мир нетрадиционного тяжмета (то есть, лежащего за пределами классического хард-н-хэви), я полюбил многие его разновидности, кроме дэт-метала. Причиной тому был неудачный опыт первого знакомства с этим жанром. Самые первые дэт-группы, которые я услышал (к сожалению, не помню, какие именно), произвели на меня весьма неблагоприятное впечатление и надолго отвратили мой взор от всего этого музыкального пласта в целом.
Но в один из осенних вечеров все изменилось. Зашел я как-то в гости к другу Люцику (это, конечно, уменьшительное прозвище, а какое полное, догадайтесь сами) выпить пивка и потрепаться о музыке. И вот, в процессе разговора хозяин дома поинтересовался: Антон, а почему же ты дэт-метал-то не любишь? Я, как обычно, обосновал свою позицию, а Люцик, хитро прищурившись, промолвил: Спорим, я сейчас поставлю кое-что, и, послушав это, ты изменишь свое отношение?. После чего он извлек из недр своей громадной коллекции какой-то диск, загнал его в проигрыватель, а затем... в комнате зазвучали не слыханные мною до той поры риффы и рев. Да, то был дэт, но - какой-то особенный дэт, не имевший ничего общего с той любительщиной, которая когда-то оттолкнула меня от стиля.
Вот с тех самых пор я и уважаю группу Amon Amarth, которая не только стала для меня одной из любимых, но и впрямь заставила пересмотреть взгляды на смертельный метал, как таковой. Во всяком случае, я больше не игнорирую этот сегмент музыкального рынка и стараюсь прослушать большинство резонансных новинок.
Ну, а если учесть тот факт, что творческая концепция Amon Amarth базируется на очень интересующей меня мифологии северных земель, эта команда скоро заняла в ряду персональных приоритетов совершенно уж особое место.
Поэтому, когда шеф прислал мне очередной список кандидатов на интервью, в числе которых, в том числе, фигурировали и Amon Amarth, я, радостно вскричав Hell yeah!, мигом застолбил за собой эту позицию.
Естественным образом, перед тем, как готовиться к интервью, следует несколько раз прогнать через свои уши и сознание тот материал, что будет являться предметом беседы. В музыкальном плане Surtur Rising каких-либо особенных сюрпризов не преподнес (это, как водится у Amon Amarth, очень выверенная, качественная и техничная работа), но вот философско-идеологическая составляющая альбома на этот раз представляет больший интерес, нежели обычно. После нескольких сотен альбомов, посвященных Одину, Тору, Валгалле, рунам и ясеню Иггдрасилю, очень свежо и оригинально смотрится пластинка, в основе которой лежит история повелителя огненных легионов Муспелльхейма. Само название нового альбома Amon Amarth, его обложка и большая часть песен - все недвусмысленно указывает на то, что по нашим ушам готов резво пробежаться сам разрушитель мироздания - огненный великан Сурт (он же Суртур).
Это - один из самых загадочных персонажей скандинавского эпоса, который выходит на сцену в финале Рагнарека. Появление Сурта и ведомых им сынов Муспелля - это и есть финал последней битвы, за которым следует разрушение мира, а после - его воскресение.
Однако, в то время, как инеистые великаны и обитатели нижнего мира Хель выступают единым фронтом (по крайней мере, и тех и других возглавляет Локи), то третья сила, выступающая против асов - те самые сыны Муспелля - действуют самостоятельно. Вот как их появление описывается в Младшей Эдде:
"В этом грохоте раскалывается небо, и несутся сверху сыны Муспелля. Сурт скачет первым, а впереди и позади него полыхает пламя. Славный у него меч: ярче свет от того меча, чем от солнца. Когда они скачут по Бивресту, рушится этот мост, как уже говорилось. Сыны Муспелля достигают поля, что зовется Вигрид. Туда же прибывают и Фенрир Волк с Мировым Змеем. Локи тоже там, и Хрюм, а с ним все инеистые великаны. За Локи же следуют спутники Хель. Но сыны Муспелля стоят особым войском, и на диво светло то войско."
Отдельное положение войска сынов Муспелля можно объяснить их особой задачей - уничтожить не только асов, но и само мироздание. Хаос в их представлении - это не просто противоположность порядку (как у инеистых великанов), а пустота, подобная зияющей бездне Гиннунгагап, существовавшей до начала творения.
Мало что известно о сынах Муспелля. Мы знаем, что Муспелльхейм - это огненный мир, где все горит и пылает, и что туда нет входа никому, кто не оттуда родом. Деяния сынов Муспелля в Рагнареке исчерпываются обрушением моста Биврест - таким образом разрывается связь между небом и землей. Кроме того, предводитель огненных великанов Сурт вступает в поединок с богом Фрейром и убивает его.
Победив Фрейра, Сурт мечет огонь на землю и сжигает весь мир. Этой короткой фразой Снорри Стурлусон завершает повествование о приключениях богов скандинавского пантеона и переходит к описанию возрожденного мира. Ну а для нас с вами все только начинается. Не правда ли, Йохан?
Приветствую! Прав ли я, предполагая, что Surtur Rising - это концептуальный альбом, посвященный огненному повелителю Муспелльхейма?
Не совсем. Его нельзя назвать полностью концептуальным альбомом, но на нем есть пара песен, тесно связанных с персоной, чье имя было вынесено в заглавие. Обе они рассказывают о появлении Сурта во время Рагнарека и его поединке с богом Фрейром. Первая песня - это Destroyer of the Universe, в которой события описываются с точки зрения самого Сурта. Ну а вторая - The Last Stand of Frej, и в ней, конечно, история излагается от лица Фрейра.
Фигура Сурта - одна из самых загадочных в эддическом эпосе. Как считаешь, раскрыт ли потенциал его истории полностью на вашем новом альбоме?
Думаю, в упомянутых двух песнях мы как следует ее отработали. Сурт действительно очень загадочный персонаж. Он очень могущественный, он обладает способностью как к созиданию, так и к разрушению. Его обычно представляют как некую злобную сущность, но я не склонен смотреть не него только в таком ключе. Он - просто Сурт, и у него есть работа, которую он должен выполнить. И он ее делает.
В чем состоит основная разница между вашим нынешним альбомом и его предшественником?
Главная перемена коснулась звука и продюсирования. Когда мы начинали работать над этим альбомом, то засели с нашим продюсером Йенсом, и поговорили о том, куда нам двигаться в плане продюсирования. Задним умом мы чувствовали, что хотим получить на этом альбоме более агрессивный звук. И как раз такой звук поставил нам Йенс! Это намного более агрессивное звучание, которое очень хорошо подходит к нынешнему материалу. Хотя, конечно, нам хотелось и сохранить традиционные эпичность и мелодичность нашей музыки. В общем, мы постарались далеко не уходить от наших корней. Но, вместе с тем, попытались разбавить нашу музыку некими новыми идеями и элементами. Например, задействовали струнные инструменты для того, чтобы подчеркнуть мелодию.
Речь о Йенсе Богрене, надо полагать? Вы не с самого начала работаете с этим продюсером. Как познакомились с ним?
Мы дружим с музыкантами из групп Katatonia и Opeth, а они записывались у Йенса, и они же порекомендовали его нам. В музыкальном плане он почти не привнес каких-либо новых элементов, разве только небольшие детали в аранжировках, но - у него потрясающее чувство саунда. Как раз такого саунда, который нам требуется. Йенс очень жестко др...чит нас в процессе записи, чтобы конечный результат получился безупречным.
Кто является автором идеи для обложки, и кто эту идею реализовал? Вообще, как проходит сотрудничество между группой и художником?
Ну, идея этой эпической картинки принадлежит нам, а художника, который ее нарисовал, зовут Том Тиль. Вообще, для каждого своего альбома мы разрабатываем концепцию обложки сами. Потом отсылаем художнику свои беглые наброски, или же просто подробно расписываем идею, чтобы он смог сделать то, что мы хотим. Но в процессе работы над Surtur Rising мы отсылали Тому также и тексты песен, и даже подробную историю Сурта, чтобы он прочувствовал всю глубину этого характера. Идея наша, но художник, конечно, всегда накладывает на работу и отпечаток собственного стиля тоже. В общем, идеи и картинки гуляют туда-сюда, пока не появится окончательный, устраивающий нас вариант. Вот так и выглядит сотрудничество музыкантов и художников.
Обычно Amon Amarth выпускают альбомы раз в два года, почти что тютелька в тютельку. Но на этот раз интервал между релизами продлился еще на полгода. Почему?
Потому, что мы в этом промежутке концертировали больше, чем обычно. После выхода Twilight of the Thunder God мы дали более двухсот концертов по всему миру. После того, как все шоу были отыграны, мы взяли паузу и как следует отдохнули, прежде чем начать писать Surtur Rising.
А какие туры у вас сейчас запланированы?
В начале апреля будем играть в Ирландии и Великобритании вместе с Children of Bodom, потом смотаемся в Соединенные Штаты, а в мае проведем небольшой европейский тур.
Вы уже сняли какие-нибудь видеоклипы в поддержку нового альбома?
Пока что нет. Мы сейчас обсуждаем такую возможность с нашим лейблом, но к окончательному решению пока не пришли. Вообще, я, что называется, не парюсь на этот счет. Получится сделать клип - хорошо. Не получится - значит, так тому и быть.
Немецкий Metal Hammer уже назвал Surtur Rising альбомом месяца в марте. Что это значит для тебя?
Это значит, что мы на славу поработали. И, конечно, это большая честь, и все такое. Metal Hammer - один из крупнейших металлических журналов в мире. Их мнение важно.
Вы общаетесь с музыкантами из групп, которые выступают у вас на разогреве?
Стараемся как можно чаще это делать, но все-таки, туры для нас - это не каникулы и не увеселительные поездки. У нас далеко не всегда есть свободное время для общения, но - конечно, мы стараемся получше узнать тех музыкантов, с которыми ездим в туры.
Как ты считаешь - возрождение древних языческих традиций в глобальном масштабе возможно в наши времена?
Не могу знать, да и все равно мне. Я, вообще-то, надеюсь увидеть однажды мир без всякой религии. Это - то, что принесло бы человечеству больше всего пользы.
То есть, на самом деле ты - не язычник, и духовная практика Асатру для тебя ничего не значит?
Представь себе, именно так и есть. Я абсолютный атеист. А мой интерес к северной мифологии затрагивает исключительно исторический и философский уровни.
Ясно. Что ж, тогда давай в таком ключе о мифологии и поговорим. Многие эпические элементы, которые используются в творческой концепции Amon Amarth, имеют исландское происхождение. А в Швеции существуют фольклорные традиции, которые могли бы стать основой для аутентичного музыкального материала?
Ну, в Швеции есть много разных интересных традиций. Правда, конечно, большая часть вещей, которые мы можем назвать наследием викингов, действительно имеет исландские корни. И языческих ритуалов, которые дожили до наших дней, больше найдется тоже там, в Исландии. Но есть кое-какие традиции - общие для многих народов - в которые как бы вплетена часть языческого наследия. Например, та же рождественская ветчина - это явная отсылка к образу вепря Сехримнира из все тех же эддических преданий. Сехримнир - это кабан, которого каждый день подают к столу на пиршестве асов, но каждый вечер он снова жив и здоров. Как бы там ни было, а если я обращаюсь к шведскому материалу в своей лирике, то это, как правило, историческое наследие, а не мифологическое.
Как считаешь, а не является ли описание Рагнарека некоей аллегорией на современную жизнь? События последних лет дают нам немало поводов задуматься - а вдруг мир и правда подошел к своему последнему пределу?
Если серьезно - достаточно лишь посмотреть на то, что происходит вокруг. Конечно, параллелей найдется множество. Тут есть, о чем задуматься. Но, с другой стороны, человек может интерпретировать что угодно каким угодно образом. Именно этим, кстати, занимаются исламские фундаменталисты и особо фанатичные христиане. Они интерпретируют священные тексты таким образом, чтобы мир вращался вокруг них. И то же самое можно, при желании, сделать с Эддой. Армия мертвецов может при таком раскладе указывать на объединение террористов-смертников, которые фактически - мертвецы, но являют собой армию людей. Можно взять любой древний источник и подогнать концепцию мироздания под него. Разумеется, я думаю, что в Эдде есть кое-какие мысли, которые человек может с успехом применять в своей повседневной жизни. Например, Речи Высокого. По мне, так это великолепный источник философских суждений. Но, как я уже говорил, я не религиозен, и Эдда вместе с остальным мифологическим наследием, представляет для меня сугубо интеллектуальный интерес.
Теперь вопрос личного характера. Ты известен не только как прекрасный музыкант, но и как обладатель огромной роскошной бороды. Я тоже приверженец этого стиля, да и среди читателей наверняка найдется немало бородачей. Не поделишься ли с нами секретами ухода за бородой?
Не думаю, что смогу сказать что-то, чего вы и так не знаете. Нет никакого секрета. Нужно дать бороде отрасти, постригать ее время от времени, чтоб не лохматилась, и мыть не забывать. Все просто.
Ну а что пожелаешь своим русским поклонникам и друзьям?
Думаю, лучше всего будет сказать На здоровье!.
Спасибо за интервью!
Ну, вот и подошла к концу очередная беседа с очень уважаемым в наших кругах человеком. Хоть Йохан и не проявлял каких-то особенных эмоций, и интервью протекало очень плавно и обстоятельно, оно оказалось достаточно интересным. Однако присутствует и легкая тень разочарования, и связано это с тем, что Йохан Хегг, оказывается, атеист, и всерьез в богов Асгарда не верит. Мне почему-то кажется, что будь он настоящим язычником, наш разговор получился бы более экспрессивным и содержательным. Но это, впрочем, мои проблемы. Слушайте Surtur Rising.
Вильгоцкий Антон, 2011